8 мая 2015 г.

Старший сержант Екатерина Ноздрачева

Старший сержант Екатерина Петровна Ноздрачева ушла добровольцем на фронт 19 апреля 1942 года. Добилась принятия в военную школу, несмотря на болезнь сердца. Сражалась в танковых войсках радистом танка. Погибла в бою за освобождение украинского города Умани. Осталась от нее свежевыструганная табличка над братской могилой  где была  и надпись: " Е.П. Ноздрачева, 1923 г. рождения".
Мальчишки и девчонки Уманской школы-интерната №1 разыскали родных Катерины в далеком сибирском городе Мариинске. Так в украинском городе Умани появились в школьном музее фотографии и личные вещи девушки – сибирячки, переданные в дар ее родственниками.
Помнят ли уманцы своих собратьев, отдавших жизни за их свободу?
Мы же читаем письма Екатерины Петровны Ноздрачевой с фронта спустя 72 года, в канун Великой Победы.
Второго августа 1942 года
          "Живу по-военному, учусь, сдаю зачеты. Нам многие девушки завидуют, а вы все беспокоитесь за меня. Победа сама не придет, ее нужно добиться. Ты же знаешь, как я зимой мечтала быть в военной школе. Я, Полечка, очень довольна…"
Восьмого сентября 1942 года

          "Здравствуйте все! Еду на самый настоящий фронт. Пишу с дороги. Привет большой, почти уж фронтовой. Ждите с победой! Вокруг красота-то какая, даже не вериться , что сейчас война! Сколько красивых, чудесных городов в нашей стране!"
Восемнадцатого сентября 1942 года
          "На днях -  боевое крещение. Не беспокойтесь. Что будет впереди - я сама не знаю. Но сил хватит постоять за нашу Родину, за вас всех. Ждите меня домой после войны. А если придется умереть, то ваша Катя умрет, как подобает бойцам: вперед руками, обняв землю, которую мы никогда не отдадим."
Двадцать третьего февраля 1943 года
          "После непродолжительного отдыха опять идем в бой. Посылаю всем фронтовую песенку. Она из нашей жизни (Это были слова "Землянки" ) А когда я вернусь, то мы споем ее вместе за большим семейным столом".
Второго марта 1943 года
          "Сообщаю, что я пока жива, но не совсем здорова. Меня немного ранило, в левую руку осколком. Ничего, заживет. В госпиталь не хочу. Да после всего и умирать за Родину не страшно..."
Второго апреля 1943 года
          "Могу обрадовать - получила правительственные награды: медали "За боевые заслуги" и "За оборону Сталинграда". Ваша Катя уже является участником Отечественной войны на трех фронтах: Сталинградском, Донском и Центральном. Сейчас находимся в бою. Под свист пуль, разрывы мин и снарядов красноармейцам вручают ордена и медали.
          Пока жива и здорова. Много пришлось пережить. Я очень возмужала и постарела за войну, но хохотунья такая же, как была. Я довольна, что мне никогда не приходится унывать, даже в самые трудные минуты. Скоро мы будем гвардейцами".
Девятого августа 1943 года
          "После боя сейчас отдыхаем. Весь июль были в боях... Пришлите мне в письме немного цветных ниток. Пока, до свидания. Хочу спать. Целую крепко - крепко".
Двадцать четвертого октября 1943 года
          "...Возможность побывать дома была и есть. Но очень далеко, и я сама не хочу..."
Кате Ноздрачевой пришлось очень много пережить: встреча со смертью, потеря боевых друзей. Однажды во время наступления в танк, где была радистом Екатерина, попал снаряд: убит командир, танк вспыхнул факелом, загорелась одежда. Чудом выбралась  Екатерина из танка с рацией и уже на земле затушила на себе одежду. Позднее Екатерину Ноздрачеву назначили радистом одного из самолетов, прикрывавших с воздуха наступление наших танков.
          При освобождении украинского города Умани самолет был сбит. Посмертно Екатерина Петровна Ноздрачева награждена орденом Отечественной войны 1 степени.

          Во Всекузбасской Книге памяти есть запись: Ноздрачева Екатерина Петровна, 1924, г. Мариинск, призвана 27.04.1942 Мариинским ГВК, старший сержант, погибла 12.03.1945 (архив Мариинского ГВК, инв. книга 36, д.14,1945, л.540, в эл.архиве 44834).
Людмила Лопаткина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий